Кто был в Казачке, наверняка видел недалеко от яхтклуба «Шторм» настоящую сверхмалую подводную лодку, которая уже много лет лежит «на брюхе» на 3-х метровой глубине.
Мы задались целью и выяснили, что это глубоководный спасательный аппарат «АС-10» и у него довольно-таки интересная история.
🔹️«АС-10» построили в городе Горький (Нижний Новгород) на судостроительном заводе «Красное Сормово» в 1971 году. Сразу после принятия в эксплуатацию его ввели в состав Черноморского флота.
🔹️Первым местом базирования аппарата было спасательное судно «ОС-10». Глубоководный спасательный аппарат предназначался для поиска и обследования затонувших объектов (кораблей, подводных лодок, самолетов), спасения личного состава затонувших подлодок, поднятия вооружения, военной техники, участия в других судоподъемных операциях.
🔹️Длина аппарата 13,6 метров, ширина – 3,5 метра, высота около 5 метров, осадка – почти 3 метра. Максимальная глубина погружения аппарата – 500 метров. Скорость хода (подводная): 4 узла. Экипаж в момент погружения – три человека. Он был оснащен специальными клешнями-манипуляторами, которые позволяли брать предметы под водой, резать или цеплять тросы, очищать завалы на затонувших объектах.
🔹️АС-10 был первым подобным подводным кораблем и был создан как платформа для испытаний. На нем были протестированы приборы, системы и принципы работы, которые позже были использованы в серийных аппаратах. Всего для ВМФ по данному проекту в г.Горький на ССЗ «Красное Сормово» было изготовлено 10 подводных аппаратов.
Немного фактов из «биографии» «АС-10»:
🔹️1972 год. АС-10 проводит весь комплекс работ по оказанию помощи условно затонувшей подводной лодки А-615 на глубине 60 метров: фактически обеспечивает подъем корабля на поверхность.
🔹️1973 год: Вел поиск упавшего в районе Адлера самолета ИЛ-18, на котором разбилось 112 человек. Глубина погружения была до 500 метров!
🔹️1974 год: Работал по плану Академии наук СССР в районе Кавказского побережья с профессорами и академиками на борту. Только у Пицунды аппарат совершил десять глубоководных погружений в подводные каньоны, наступающие на пляжи знаменитого субтропического курорта. Исследуемые глубины были близки к предельным и достигали 415 метров.
🔹️В районе Севастополя на глубине 60 метров аппарат обнаружил затонувший самолет и поднял отдельные его части.
🔹️Первым из аппаратов опустился для обследования затонувшего БПК «Отважный».
🔹️1975 год. Вел поиск упавшего самолета в районе города Евпатория. Глубины погружений — до 500 метров.
🔹️1977 год. Переименован в «АС-10». Отнесен к подклассу подводных лодок специального назначения.
🔹️1981-1990 Дежурил в составе спасательного отряда, в разные годы выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота. В рейсах гражданского назначения имел надпись на рубке «Дельфин».
🔹️В 1991 году по решению командования поисково-спасательной службы ВМФ, из-за проблем с финансированием содержания спасательных судов и их ремонта, был сдан в ОРВИ для разделки на металл. В дальнейшем находился на приколе у пирса в Южной бухте Севастополя.
🔹️За время своей службы АС-10 совершил сотни погружений, принял участие во многих учениях и поднял со дна множество торпед и других предметов.
🔹️Развал Советского Союза сказывается не только на жизни его граждан, но и на кораблях. В начале 90-х группу подводных лодок специального назначения разгоняют, а АС-10 списывают.
🔹️После 1991 года с ним происходили различные махинации в стиле «из рук в руки», после чего он и оказался посреди Казачьей бухты.
27.03.2021
P.S. Ну вот, едва статья вышла в свет, как лодку убрали с Казачьей бухты. Пока не знаю, куда. Узнаю, дополню.