Создание первого в Советском Союзе военного дельфинария стало воплощением в жизнь грандиозного замысла тогдашнего Главнокомандующего ВМФ СССР, адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова по созданию в Севастополе ведущего военно-морского научного центра страны, занимающегося разработкой новых биотехнологических видов морского оружия.
Главным сооружением объекта стал Океанариум, рассчитанный на 50 морских млекопитающих в виде различных пород дельфинов и сивучей (морских львов). Тогда же сюда была доставлена первая партия животных, и сразу же начались интенсивные исследовательские работы и опыты. Полностью строительство Океанариума было завершено в 1977 году.
Ученым, как в погонах, так и в штатском была поставлена задача всестороннего изучения обитателей моря для последующего их использования в противоминных, противолодочных, противодиверсионных целях, уничтожения разведывательной техники противника под водой и одновременно с этим, в свою очередь ведения разведки в подводном положении.
Первоначально животные находились в зоне специальной акватории и контролировали звуковую гамму моря на предмет присутствия в ней подводных диверсантов противника. Почувствовав его приближение, они приводили в действие сигнальный патрон и выдавали пеленг на цель.
В последующем дельфинов стали выпускать в море для практической наводки на обнаруженный объект сопровождающего их катера. Вместе с тренировками дельфинов по поиску диверсантов противника их приучали не бояться выстрелов из подводного пистолета, которые производились непосредственно возле головы животного. Их учили не реагировать на взрыв тротиловой шашки на глубине около пяти метров.
Попутно выяснилось, что дельфины в 5-6 раз лучше переносят последствия взрывной волны под водой, чем люди. Эффективность «живой» акустики дельфина оказалась на полтора, два порядка выше корабельной гидроакустической станции! Средняя достоверность обнаружения подводного пловца боевым животным составила 80 %. В 1975 году морские млекопитающие впервые заступили на постоянное дежурство, их первым охраняемым объектом стала Севастопольская военно-морская база. Охраняли они и Балаклавскую бухту с ремонтным заводом подводных лодок.
В дальнейшем перед Океанариумом были поставлены задачи по разработке оборудования и дрессировке морских млекопитающих с целью: сбор разведывательной информации с использованием специального оборудования, закрепленного на теле животного, установка «маячков» на корпусе подводной лодки с целью отслеживания ее передвижения, поиск под водой предметов вооружения или оборудования, потерянного в результате испытаний или учений, обеспечение аварийно-спасательных действий, защита военно-морских баз (охрана якорных стоянок кораблей) от пловцов-диверсантов вероятного противника.
Эксперименты строили на инстинктах этих добродушных млекопитающих. Зная, что дружелюбные дельфины спасают своих раненых собратьев выталкиванием головой их из воды на поверхность, чтобы те могли дышать, дрессировщики стали приучать подопечных таким же способом выталкивать любых легководолазов, оказавшихся в их зоне патрулирования. В это же время военные разработчики придумали надевать им на голову специальное устройство с баллончиком, ниппелем и иглой на конце. Небольшой баллончик, наполненный парализующим веществом, превращался под водой в грозное оружие, с которым дельфины могли успешно выполнять роль надежной стражи военно-морских баз от вражеских боевых пловцов.
Курьезный случай
Группа дельфинов много лет охраняла вход в Большую Севастопольскую бухту. Но случались и курьезы. Лучший дельфин группы Дик был влюблен в самку по имени Муза. Дик служил на рейде Севастополя, около Константиновской батареи, а его любимая находилась в Казачьей бухте, в вольерах. И однажды Дик не выдержал и ушел в самоволку. Правда, о бегстве в открытое море речи не шло. Дик примчался в Казачью к вольерам, чтобы хоть разок взглянуть на свою Музу. Когда за ним прибыл катер, он без сопротивления вернулся на место службы.
На службу наряду с дельфинами были также призваны неприхотливые сивучи (они же северные морские львы), крупные, длиной до трех с половиной метров и весом порядка восьмисот килограмм, морские млекопитающие семейства ушастых тюленей, которые кроме других способов освоили также приемы борьбы с вражескими диверсантами просто зубами.
По сообразительности эти ластоногие нисколько не уступают дельфинам. Сивучи не только находили под водой торпеды, но и поднимали их на поверхность с помощью специальных захватов. Более того, сивучи освоили приемы борьбы с подводными диверсантами. Пловца они могут определить на очень далеком расстоянии. Нападая, они срывали с пловцов ласты, перекусывали воздуховодные трубки аквалангов, вырывали загубники и терзали диверсантов, будто овчарки. Кроме того, мимо сивуча не пройдет не замеченной ни одна субмарина. Если животному будет дана команда на действия против подводного или надводного судна, то он свой долг выполнит. К примеру, сивуч может догнать подлодку и установить радиобуй. После чего ее маршрут можно отслеживать. А подлодка, ничего не подозревая, пойдет дальше.
Помимо этого, ученые активно занимались изучением того, как воздействуют на человека сигналы, издаваемые дельфинами. Выяснилось, что при общении с этими животными, в крови человека резко увеличивается количество эндорфина, гормона, отвечающего за его психоэмоциональное состояние. Это позволило ученым начать лечение взрослых и детей с различными психоневрологическими расстройствами, применяя сеансы дельфинотерапии. Этот метод активно применяется по сей день, принося отличные результаты. К дельфинотерапии прибегают для лечения ДЦП, нарушений речи и слуха, аутизма и синдрома Дауна. Она также оказывает лечебный эффект при заболеваниях, связанных с опорно-двигательным аппаратом, мигренях, депрессивных состояниях и многих других патологиях.
К сожалению, в годы, когда Севастополь входил в состав Украины, крупнейший в Европе океанариум в бухте Казачья вынужден был приостановить многие исследования, т.к. они оказались не востребованы в новом государстве. Сотрудникам центра приходилось прилагать титанические усилия, чтобы сохранить его и удержать на плаву. В 90-е годы сложилась ситуация, когда животных элементарно было нечем кормить. Земли заказника оказались лакомым куском для местных бизнесменов. Но, как они не старались, все свои объекты океанариуму удалось сохранить.
С 2014 года, после возвращения Крыма в Россию, океанариум находится под юрисдикцией министерства обороны РФ. Это секретный объект и посторонним туда никак не попасть.
А сеансы общения с дельфинами, на которые съезжаются люди со всех концов бывшего СССР, проводятся теперь в филиале центра в бухте Ласпи на южном побережье Крыма.